Поиск  |  Карта сайта       Главная > Воспоминания > Воспоминания. Последние годы 4


 

Воспоминания. Последние годы 4


 

E.И. Ге. Последние годы жизни Врубеля, часть 4

- 4 -



Писал Врубель еще портрет сестры ["Портрет Забелы-Врубель" (1898, ГТГ).] в легком прозрачном капоте, кисея зеленая с лиловым, форма empire, в садовой кисейной шляпе и перчатках. Сестра сидит и держит в руках лорнет. По поводу этого портрета Врубель говорил, что писать платье, драпировки труднее, чем тело... С портретом же сестры Врубель... очень возился; обыкновенно он работал так быстро, тут же ему не давалось то, что он хотел, и он все переписывал и переписывал. Кажется, что это лето здоровье Михаила Александровича ухудшилось, про него сестра всегда говорила, что он совершенно здоров, что пищеварение у него отличное, сон тоже, теперь же он жаловался, что у него часто бывают очень сильные головные боли, и принимал фенацетин в страшном количестве, по 25 гран и больше, и стал носить черную шелковую шапочку даже в комнате, так что, верно, у него положительно мерзла голова.

Из дневника:

"23 июня. Четвертый день дождь, сено гниет, розы осыпаются. Врубель находит, что серый день красивее и более подходит к его артистической натуре. Сегодня вечером Миша принялся меня убеждать, что я слишком мало удовольствия доставляю Кике, что его нужно бы возить в театр и непременно на романтические пьесы. Он говорит, что он в детстве часто бывал в театре...

... 19 августа. У Врубелей сгорели все их вещи в Москве в сарае у Братановских; ужасная досада, мне очень жаль Надю. Врубель утешает себя тем, что он все купит новое и лучше.

... 25 августа. Миша разрешил мне сегодня прийти посмотреть его произведения. В Надином портрете сходство есть, но больше натуры и старообразно. Лицо Богатыря приятное, но он очень широк, и лошадь у него больше в ширину, чем в длину. Я всем восхищалась.

Он рисовал Настю тоже; но это шутя, изображая дикарку каменного века.

... 26 августа. Сегодня я присутствовала при упаковке картин Врубеля, видела его "Садко". Царевна мне нравится. После раннего обеда мы поехали на вокзал провожать Врубелей".

После лета Врубели уехали в Москву, и в продолжение двух лет я с Врубелями почти не видалась, за это время я получала от Нади письма, из которых привожу отрывки:

Из письма Нади, вероятно осеннего, 1898 г.:

"Миша уже отдал Маличу "Богатыря".

Театр почти кончили отделывать. Мишин плафон который он называет "Песнь" (изображает Леля, поющего перед Берендеем, тут стоят Снегурочка, Купава и др.), уже теперь подвергается критике; он, действительно грубоват, но интересен, написан в 7 дней; теперь Миша еще исправляет свой занавес. [Врубель выполнил плафон и занавес в театре, где выступала Русская Частная опера. Речь идет об отделке театра после пожара.]

... 26 сентября. Миша так усердно работает, поправляет занавес, и плафон обязался написать меньше чем в неделю. Два раза в день ездит работать в сарае".

Из писем Нади за 1899 год:

"14 января. Миша тоже получил неприятность. Представь, Дягилев отказался взять его "Богатыря" на выставку, между тем Миша все время работал над этой вещью и сам находит, что еще ни разу не доводил вещь до такой законченности, но я нахожу, что это не такая беда, что "Богатырь" не будет на выставке, так как все равно он продан и, конечно, его бы только ругали; в этом факте досадно только то, что единственный поклонник Миши Дягилев и комп[ания] от него отворачиваются и даже говорят прямо, что они решили на этой выставке примириться с публикою и не выставлять ничего возмутительно смелого.

... 25 января. Миша тоже получил некоторое удовлетворение самолюбию — Дягилев телеграммою его просил прислать его "Богатыря", но Миша отказался и хочет совсем его закончить и попытаться попасть на академическую выставку.

... Февраль. Миша поставил "Богатыря" на здешнюю выставку и уже начал новую картину.

... 8 октября. Миша так занят этими декорациями, которые я теперь уже ненавижу, что я даже никогда его не вижу; думаю, что ему скоро это надоест, и он бросит, и хотя мы лишимся 400 руб. в месяц, но я почти рада, чтобы он занялся чем-нибудь другим, он слишком утомляется, раздражается. На выставке Мишиных картин будет четыре, одна замечательно красива.

...9 октября. Миша не продал "Сатира" [Врубель называл "Сатиром" "Пана". Его собирался купить И. С. Остроухов

"Пана" за очень небольшую сумму (200 рублей) купил родственник художника Я. Е. Жуковский. Через несколько лет "Пан" (в 1907 г.) был приобретен для Третьяковской галереи.] и, вероятно, не продаст, так как очень уж оригинальный специальный вкус надо, чтобы купить, но Морозов сделал ему небольшой заказ, он пишет теперь акварелью на гипсовой доске — женскую фигуру, изображающую философию. ["Философия" (акварель, 1899, ГТГ).]

... 26 октября. Миша очень отличился в декорациях Салтана, и даже его страшные враги — газетчики говорят, что декорации красивы, а доброжелатели прямо находят, что он сказал новое слово в этом жанре, и все это при такой скорости: в две с половиною недели все было написано".

Из писем Нади за 1900 г.:

"19 апреля. Царевну-Лебедь Миша уже продал и, конечно, очень дешево — за 300 р. Морозову, спросил он 500, но тот торговался, и Миша сразу уступил, хотя наклевывается еще покупатель; но что же делать, когда Миша так жаждет избавиться от своих произведений; впрочем, он думает сейчас еще раз повторить Царевну-Лебедь для другого покупателя и этим отплатить Морозову за то, что он так дешево платит.

... 23 апреля. Сегодня Миша получил еще третий заказ на тему Царевна-Лебедь. Яшу [Я. Жуковский просил у Врубеля уже проданную "Царевну-Лебедь".] он удовлетворит вторым номером, а фон-Мекка третьим".

Весной 1900 года я была в Москве и остановилась у Врубелей.

Из дневника 14 апреля 1900 года:

"У Врубелей такая же красивая квартира, как прошлый год, они меня ждали с обедом. Произведения Миши мне теперь гораздо больше нравятся, особенно Царевна-Лебедь. Я нахожу в этом силу и красоту.

... 15 апреля. Коля пришел во время обеда, и Миша очень желал его угостить и давал картофель, фасоль, сладости, то, что было вегетарианское. После обеда мы пошли в мастерскую, чтобы показать Коле картины Врубеля..."

В этом году Врубели уже наняли себе в Москве квартиру и меблировали ее. Михаил Александрович принимает в меблировке живое участие, и, благодаря своему вкусу, устроил обстановку очень элегантную и сравнительно недорогую. Так как он так любит разнообразные и тонкие краски, то он массу мебели устроил из совсем простой кухонной мебели белой, не крашенной, все это было обтянуто плюшем самых нежных оттенков vieux rose, r?s?da; таков был и Надин туалет, полки, лестница, чтобы писать картины; полка задергивалась, кроме того, занавескою под цвет обивки. Когда кто-нибудь из нас приезжал в Москву, Михаил Александрович все делал, чтобы принять как можно лучше; он был очень гостеприимным, у него в квартире всегда были большие диваны, чтобы можно было и уложить гостей. Квартиру Врубель нанимал непременно со всеми усовершенствованиями культуры, с лифтом, и если электричества не было, проводил его.

Теперь, когда я смотрю назад на всю историю Врубеля, я думаю, что болезнь его началась гораздо раньше, чем кто-нибудь это замечал, и может быть, даже гнездилась в нем и еще раньше, и раньше всего проявлялась в живописи, и эта странность, что-то не похожее на произведения всех художников, было болезненно и оттого так поражало. Пока на характер болезнь вначале не действовала вовсе. В [18]97 году я все время удивлялась кротости и незлобивости Михаила Александровича, а летом в [18]98 году, мне кажется, уже появилась раздражительность и нетерпимость, высокомерное отношение ко всякому отзыву общества; тогда я объясняла себе это оскорбленным самолюбием, так как признания таланта Врубеля еще вовсе не было, очень немногие признавали талантливость и даже гениальность. Я тем более могла думать, что раздражительность вызывает оскорбленное самолюбие, что на жену свою, т. е. самого близкого человека, он не сердился, напротив, по-прежнему ухаживал за нею, ласкал, сочинял туалеты.

Из дневника. СПб. 1900 год:

"2 декабря. Я пошла к Наде днем, видела ее концертное платье, сочиненное Врубелем из трех или четырех прозрачных чехлов, внизу великолепная шелковая материя, розово-красная светлая, потом черный тюлевый чехол, потом пунцовый. Лиф весь из буф, точно гигантские розы, плечи совсем открыты, так как рукавов нет, так что видна вся рука с плечом, на шее же колеретка и перекладины. Но платье более изящно, чем эффектно, и так как оно без рукавов, то оно стесняет. Надя боится пошевельнуться и за ужином сидела все время в меховой пелеринке. Ужин там же, где Врубели живут; были Римские, Лядов, Сергеевы. Надя устала и первая ушла... Врубель за ужином тосты и речи говорил... говорил о том, как она божественно поет в последнем действии "Царской невесты". Потом он стал презрительно говорить о других певицах, не только о их пении, но и о их поведении. Врубель предложил тост за первого русского музыканта, смотря на Лядова, а предложил за Римского. Потом Миша опять смотрит на Лядова и предлагает тост за стихию, в которой развился талант Римского. Опять все думали, что это Лядов, — оказывается, Надежда Николаевна Римская-Корсакова. Было весело".

1|2|3|4|5|6|7|8


Врубель М.А. Танцовщица (фантазия). ГРМ

Врубель М.А. Маска ливийского льва. 1891-1892. Майолика. 44х46,5х24. ГТГ

Врубель М.А. Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача. Конец 1883- начало 1884. Бумага, угольн. кар. 25,5х34. Илл. к трагедии Пушкина Моцарт и Сальери. ГРМ





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.