Обмен ссылками
Словарь
Культура
Великие художники
Современные художники
Art-ресурсы
Фото-art
Музыка
Известные писатели
Киномир
Выставки
Интересное
Друзья сайта
Старые выставки


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Айван


Руины дворца в Ктесифоне Айван – термин, обозначающий обширное помещение со сводчатым потолком, имеющее форму зала без передней стены, который открыт в пространство внутреннего двора (преимущественно исламская архитектура). В древние времена, айван, как элемент сасанидского и парфянского архитектурного зодчества исполняли роль величественных. Даже несколько помпезных приемных залов во дворцах. Примеры: сасанидский дворец ксетифон в Ираке, величественный парфянский дворец Кухе-Ходжа, расположенный на территории Ирана.

Мастерами зодческого искусства древности и раннего средневековья айван, как архитектурный элемент использовался довольно часто в процессе проектирования и возведения культовых и дворцовых построек преимущественно на территории стран ближнего и Среднего Востока. В наши дни сохранились некоторые величественные и монументальные сооружения с такими элементами: Сервестанский дворец (Иран), Герата (Афганистан), мечети Бухары (Узбекистан), мечети древнего Исфахана и др.

Не менее популярны были айваны в персидской архитектуре, а в период правления династии Сельджуков айваны стали основополагающими, практически обязательными дизайнерскими элементами древнеисламской архитектуры. Как правило, айван выходил на центральный двор сооружения, их обустраивали не только в общественных, но и в жилых зданиях.

Архитектурный стиль, в котором предусматривалось использование этих художественных элементов также позаимствовал некоторые традиции архитектуры ранней предисламской архитектуры, которые активно использовались зодчими при строительстве иранских мечетей. Причиной этого явления стало то, что в эпоху зороастризма очень многие мечети данного типа превращались в храмы огня, соответственно внутренний двор использовался для хранения священного огня. В настоящее время мечети данного типа не возводятся, последняя мечеть такого плана была построена в Джеддахе в 1987 году (Королевская мечеть).
айван традиционно выполняет функции парадной комнаты. В настоящее время термин «айван» понимается несколько иначе – обозначая портик на столбах перед домом, открытую террасу.

Мечеть Исхафан
Мечеть Исхафан.

Мечеть Бухары
Мечеть Бухары.

Входной айван мечети Джама Масджид
Входной айван мечети Джама Масджид.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.