Царевна-Лебедь


 

Из «Сказки о царе Салтане»

Царевна-Лебедь (Холст, масло. 1900 г.)

Когда композитор Римский-Корсаков сочинил оперу на сюжет пушкинской «Сказки о царе Салтане», Врубель создал для спектакля декорации, придумал костюмы. Партию Царевны-Лебедь исполняла его жена. Надежда Ивановна.

Но картина «Царевна-Лебедь», за которую вскоре взялся художник, — не портрет жены в этой оперной роли. Его Царевна не похожа и на героиню пушкинской сказки, сильную, уверенную в речах и поступках. Изящная, хрупкая, невесомая, она — как сказочное видение. Её воздушное оперение, тронутое золотистым и розовым светом вечера и синеватыми тенями морского простора, будто соткано из подвижных облаков и пенистой волны. Лебедь белая задержала на мгновение своё плавное движение, чтобы преобразиться в девушку необыкновенной красоты. Она обратила к зрителю печальное лицо с огромными и, как всегда у Врубеля, скрывающими некую тайну глазами — манит, зовёт за собой куда-то. Вдали, на скалистом острове, чернеет сказочный замок, его узкие бойницы помечены полосками густого мрачноватого золота — огонь ли горит, или падают на стёкла последние отблески заката, прикоснувшиеся и к тёмным вершинам дальних деревьев... В картине живёт непостижимое, манящее и тревожное, чудо красоты, мечты, сказки.


Предыдущая глава

Следующая глава


Врубель М.А. Царевна-Лебедь. 1900. Эскиз одноименной картины. ГРМ

Врубель М.А. Сирень. Этюд для одноименной картины. 1900. Дерево, масло. 18,7х23. ГРМ

Врубель М.А. Муза. 1890. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.