Аудиобиография
Жизнь художника (интерактивная)
Хроника жизни и творчества
Карта памятных мест
Биография
Фотографии

Поиск  |  Карта сайта       Главная > Биография > Аудиобиография


 

Аудиобиография


 

"Михаил Врубель"

Блистательному, самобытному художнику XIX — начала XX века Михаилу Александровичу Врубелю были подвластны монументальные росписи, станковая живопись, графика, скульптура. Судьба художника трагична: он много страдал и даже годы находился на грани безумия. Врубель много экспериментировал с красками, и поэтому часть его полотен выцвела. Однако и то, что сохранилось, позволяет судить о мощи его творческого гения.

Михаил Врубель родился в Омске 17 марта 1856-го года. Мать умерла, когда ему исполнилось всего три года. Семья офицера Александра Михайловича Врубеля часто переезжала из города в город. В пять?шесть лет мальчик начал рисовать, и в восемь лет, когда Врубели жили в Петербурге, отец привел его в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Когда на следующий год семья переехала в Саратов, маленькому Михаилу наняли преподавателя рисования.

Много времени отнимают учеба в гимназии, занятия историей и естествоведением. Рисует Врубель лишь урывками, да и то обыкновенно по просьбе отца.

Гимназические годы Врубель в основном провел в Одессе. Он основательно изучает латинский язык и читает в подлинниках Овидия и Горация.

После окончания гимназии Михаил в 1874-м году поступает на юридический факультет Петербургского университета. Здесь он продолжает рисовать. Известны некоторые из рисунков Врубеля того периода: это «Врубель со своим университетским товарищем Валуевым» (1877-й год), «Маргарита» — иллюстрация к гетевскому «Фаусту» (1877-й). Но лишь на последних курсах университета Врубель приобщается к профессиональному обучению искусству: начинает посещать в вечерние часы класс профессора Чистякова.

Однако все снова прерывается, когда по окончании университета Врубель отбывает воинскую повинность. Наконец, в 1880-м году Михаил становится студентом Академии художеств. Будучи в академии, Врубель много и упорно работает самостоятельно.

Врубель рисует и пишет акварелью без устали, не переставая изучать законы старого искусства. Работоспособность его удивительна. Как?то за одну ночь он делает стофигурную (!) композицию «Орфей в аду»

Уже в ранних работах Врубеля намечались черты, отличавшие его среди академистов. Он слыл, и по заслугам, мастером акварели и удивительным композитором массовых сцен. Свой виртуозный рисунок и свой дар композитора Врубель продемонстрировал, в частности, на многофигурных библейских сценах во «Введении во храм», созданных в 1882-м году. Вместе с тем в ранний период своего творчества он создавал правдивые, проникновенные портреты, в которых умел передать сосредоточенное душевное состояние человека.

В 1884-м году Врубель бросил академию. Он принял предложение Прахова переехать в Киев и возглавить там работы по реставрации живописи в древней Кирилловской церкви. Речь шла не только о восстановлении фресок, но и о создании новых произведений взамен утраченных.

Художник изучает не только отечественные росписи, но знакомился и со многими произведениями подобного рода в Венеции, куда он был отправлен в 1884-м году.

Увы, эскизы росписи для Владимирского собора, созданные Врубелем в 1887-м году, не были осуществлены вследствие их крайней необычности. Врубель нарушил церковные каноны и создал свободные композиции, придерживаясь только темы, но не её канонического решения. Он написал акварелью «Ангела с кадилом и свечой», четыре варианта «Надгробного плача», два варианта «Воскресения».

В эскизе «Надгробный плач» резко индивидуальный облик богоматери с горящими глазами, расширенными ужасом и скорбью, соответствует столь же экспрессивному образу Христа, лежащего в гробу. Художник стремился потрясти зрителя изображением безмерной скорби и страдания.

Выработанные Врубелем принципы стенной декоративной живописи позднее переносились им в станковые работы.

В Киеве Врубелю живется трудно. Отец, навещавший его, неизменно с огорчением и тревогой сообщал в письмах: «И до чего дожил Миша с его талантами… средств к жизни почти никаких».

Все девяностые годы Врубеля занимала тема Демона и зла.

Еще в 1885-м году, сразу после возвращения из Венеции, Врубель так описывал своего «Демона» отцу: «Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том Дух властный и величавый».

Художник показал своего первого, так называемого «Демона сидящего» уже в Москве, куда он переехал в 1889-м году. «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь», — описывает картину Фёдорова. В 1899-м году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы…» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный» (1902-й год).

Тема этого последнего Демона — титанический протест и трагическая гибель.

В 1889-м году Врубель уезжает в Москву. Так начинается новый и самый плодотворный период его творчества. Художник получает ряд заказов на декоративные панно. Одно из них — «Венеция» (1893-й год) — создано по впечатлениям от новой поездки в Италию в 1891-м — 1892-м годах.

После «Венеции» влечение Врубеля к большому стилю проявилось также в его огромных многометровых панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович», исполненных для Всероссийской Нижегородской выставки 1896-го года, а также в цикле панно на сюжет из «Фауста» Гёте для «готического кабинета» в особняке Морозова.

В эту пору Врубель много работает над портретами. Как и все искусство художника, его портретная живопись остропсихологична. Врубеля больше всего привлекает в изображаемом им человеке его внутренний мир. Он стремится заглянуть в самую глубину души, постичь сокровенные мысли и чувства. Круг портретируемых довольно узок. Это преимущественно люди, близкие художнику.

Врубель страстно любил музыку. В конце девяностых годов он работает художником в театре. Для Московской частной оперы Саввы Мамонтова он пишет декорации к операм «Царская невеста», «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане». Главные женские роли в этих спектаклях исполняла жена Врубеля, талантливая певица Надежда Ивановна Забела.

28 июля 1896-го года в Швейцарии состоялась свадьба Надежды Забелы и Врубеля. Врубель потом говорил, что, «если бы она ему отказала, он лишил бы себя жизни».
Счастливая новобрачная писала сестре: «В Михаиле Александровиче я каждый день нахожу новые достоинства; во?первых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко.».

В 1899-м и 1900-м годах Врубель заведовал Абрамцевской майоликовой мастерской и там оставил ряд интересных скульптур?майолик на сказочные темы: «Лель», «Волхова», «Купава».

О картинах Врубеля конца девятнадцатого столетия интересно высказывается известный критик Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик. Такова его картина "К ночи" с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, такова "Царевна Лебедь", большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Все эти произведения в силу занимательности, сказочности своего сюжета пользуются наибольшей известностью».

В полотне «Сирень», созданной в 1900-м году, одной из вдохновеннейших своих картин, Врубель не только поэтически передал пышно расцветший куст сирени, но и то полное страстной патетики чувство, которое пробудили в его душе благоухающие весенние цветы лунной ночью.

Летом 1901-го года в семье Врубелей появился первенец — Саввочка. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Возможно, это стало причиной того, что в 1902-м году у Михаила Александровича проявились признаки душевной болезни. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал, творить ему было необходимо также, как дышать.

В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов — «Портрет Надежды Забелы на фоне березок» (1904-й год). К этому же времени относятся интересные автопортреты. В 1906-м году Врубель начал портрет поэта Валерия Брюсова. Портрет остался незаконченным, так как художника постигло страшное несчастье — он ослеп.

Михаил Александрович Врубель умер 14-го апреля 1910-го года, восприняв смерть как избавление. Поэт Александр Блок сказал над могилой художника: «Врубель пришел к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать».


Врубель М.А. Эскиз концертного платья для Н.И. Забелы-Врубель. Конец 1904-начало 1905. Бумага, акварель, графитный карандаш. 25,3х17,4. ГРМ

Врубель М.А. Гамлет и Офелия. 1884. Картина не окончена. Холст, масло. 120х89. ГРМ

Врубель М.А. Обложка альбома-каталога Выставка картин Союза русских художников. 1903-1904. М., 1901. Библиотека ГРМ, сектор редкой книги





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.