Поиск  |  Карта сайта       Главная > Воспоминания


 

Воспоминания


 

Ю. Арцыбушев. Из воспоминаний о M.A. Врубеле

1Первый раз пришлось встретить мне Михаила Александровича Врубеля в начале 90-х годов в подмосковном имении Абрамцево, сыгравшем немалую роль в истории русского искусства. Небольшого роста, корректный, заботливо одетый, он принимал самое деятельное участие во всех развлечениях молодежи. Хороший наездник, он готов был совершать длинные поездки, неутомимо бродил по лесам в компании охотников или выхаживал с дамами окрестные рощи в поисках за грибами. И всегда он оставался не особенно разговорчив, и небольшая фигурка его выделялась среди окружающих своею выдержанностью и прямизною. И вот, эта-то прямизна и выдержанность стали для меня особенно понятны, когда я, тогда еще мальчик, попал в его мастерскую во время работы. Вся фигура его выражала какое-то напряжение, как будто стараясь прийти на помощь фантазии, духовной его сущности, творившей на полотне желанные образы.

С этого времени мне пришлось встречаться с Михаилом Александровичем очень часто, и впечатление, производимое на меня этим большим художником и всесторонне развитым человеком, осталось навсегда неизгладимым. Особенно, конечно, глубоко памятно для меня то время, когда он жил в доме моего отца, с которым был в очень близких отношениях. Здесь, при ежедневных встречах, невольно приходилось удивляться широте его интересов и обширности его познаний во всех областях искусства. Это было в 90-х годах, и это было время очень плодотворное в его деятельности.

Им был написан тогда целый ряд великолепных панно для двух домов Морозовых [Имеются в виду работы для А. В. и С. Т. Морозовых — панно на сюжет "Фауста" и триптих "Утро", "Полдень" и "Вечер".], для дома К. Д. Арцыбушева (одно из них сейчас в музее Александра III) [Имеется в виду панно "Венеция".], несколько портретов и целая масса мелких работ. В этом же периоде пришлось мне убедиться, что за внешнею выдержкой таился у него пылкий темперамент, который, прорываясь, совершенно порабощал волю и делал его на более или менее продолжительное время игрушкой страстей.

Вскоре он женился на оперной певице Н. И. Забеле и сам настолько пристрастился к театру, что целиком отдался писанию декораций в Московской Частной опере. К несчастью, эта работа его была прервана первым приступом его болезни. Острая вначале, она понемногу выпускала его, позволяя даже заниматься любимым его делом. При приезде в Москву мне пришлось два раза посетить его в больнице, и оба раза для меня это был прежний Врубель, больной, слабый, но прежний. Таким же ожидал я найти его при последнем свидании в петербургской лечебнице, но то, что я встретил там, для меня, часто наблюдавшего светлый разум этого художника, было ужасно: навстречу мне шел живой труп, с невидящими глазами и с детским лепетом на губах. И таким он прожил несколько лет.
____________

1Юрий Константинович Арцыбушев — сын Константина Дмитриевича Арцыбушева, компаньона С. И. Мамонтова по строительству железных дорог— журналист, один из активных участников политической сатиры эпохи революции 1905 г.


М.А. Врубель. 1900-е. ОР ГРМ, ф. 85, ед. хр. 194. л. 3

М.А. Врубель. Герб рода Врубелей. ОР ГРМ, ф. 34, ед. хр. 11

В.А. Серов, М.А. Врубель, В.Д. Дервиз. 1883





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.