Поиск  |  Карта сайта       Главная > Воспоминания


 

Воспоминания


 

Ю. Арцыбушев. Из воспоминаний о M.A. Врубеле

1Первый раз пришлось встретить мне Михаила Александровича Врубеля в начале 90-х годов в подмосковном имении Абрамцево, сыгравшем немалую роль в истории русского искусства. Небольшого роста, корректный, заботливо одетый, он принимал самое деятельное участие во всех развлечениях молодежи. Хороший наездник, он готов был совершать длинные поездки, неутомимо бродил по лесам в компании охотников или выхаживал с дамами окрестные рощи в поисках за грибами. И всегда он оставался не особенно разговорчив, и небольшая фигурка его выделялась среди окружающих своею выдержанностью и прямизною. И вот, эта-то прямизна и выдержанность стали для меня особенно понятны, когда я, тогда еще мальчик, попал в его мастерскую во время работы. Вся фигура его выражала какое-то напряжение, как будто стараясь прийти на помощь фантазии, духовной его сущности, творившей на полотне желанные образы.

С этого времени мне пришлось встречаться с Михаилом Александровичем очень часто, и впечатление, производимое на меня этим большим художником и всесторонне развитым человеком, осталось навсегда неизгладимым. Особенно, конечно, глубоко памятно для меня то время, когда он жил в доме моего отца, с которым был в очень близких отношениях. Здесь, при ежедневных встречах, невольно приходилось удивляться широте его интересов и обширности его познаний во всех областях искусства. Это было в 90-х годах, и это было время очень плодотворное в его деятельности.

Им был написан тогда целый ряд великолепных панно для двух домов Морозовых [Имеются в виду работы для А. В. и С. Т. Морозовых — панно на сюжет "Фауста" и триптих "Утро", "Полдень" и "Вечер".], для дома К. Д. Арцыбушева (одно из них сейчас в музее Александра III) [Имеется в виду панно "Венеция".], несколько портретов и целая масса мелких работ. В этом же периоде пришлось мне убедиться, что за внешнею выдержкой таился у него пылкий темперамент, который, прорываясь, совершенно порабощал волю и делал его на более или менее продолжительное время игрушкой страстей.

Вскоре он женился на оперной певице Н. И. Забеле и сам настолько пристрастился к театру, что целиком отдался писанию декораций в Московской Частной опере. К несчастью, эта работа его была прервана первым приступом его болезни. Острая вначале, она понемногу выпускала его, позволяя даже заниматься любимым его делом. При приезде в Москву мне пришлось два раза посетить его в больнице, и оба раза для меня это был прежний Врубель, больной, слабый, но прежний. Таким же ожидал я найти его при последнем свидании в петербургской лечебнице, но то, что я встретил там, для меня, часто наблюдавшего светлый разум этого художника, было ужасно: навстречу мне шел живой труп, с невидящими глазами и с детским лепетом на губах. И таким он прожил несколько лет.
____________

1Юрий Константинович Арцыбушев — сын Константина Дмитриевича Арцыбушева, компаньона С. И. Мамонтова по строительству железных дорог— журналист, один из активных участников политической сатиры эпохи революции 1905 г.


Врубель М.А. Голова Иоанна Крестителя. Этюд для акварели Иоанн Креститель (1905, ГТГ). Бумага, акварель, графитный карандаш. 22,5х18,4. ГРМ

Врубель М.А. Морской царь. Начало XX века. ГРМ

Врубель М.А. Натурщица в мордовском костюме. 1882-1883. Бумага, акварель. 16,3х8,8. ГРМ





Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.