Киев.
В 1883 г. профессор А.В. Прахов пригласил Врубеля в Киев для реставрации и росписи Кирилловской церкви. Он исполнил ряд композиций (в том числе икону «Богоматерь с младенцем», 1884-85 г.), где соединил средневековый канон с острым психологизмом нового времени. Кульминация киевского периода — эскизы росписей Владимирского собора (1887 г., акварель и графитный карандаш, преимущественно Киевский музей русского искусства); со времен древней иконописи русская живопись не знала цветовых гамм такой силы обобщения и воздействия. Не только вера и озарение, но и мучительные сомнения проступили тут с исповедальной искренностью, — неудивительно, что эскизы смутили официальную церковь и остались неосуществленными в большом масштабе, на стене. Исполненные здесь Врубелем работы, а также его декорации во Владимирском соборе принадлежат к лучшему, что создано в религиозной живописи за весь XIX в.
В творчестве Врубеля киевского периода впервые проявилось характерное для Врубеля противоречие между мечтой о художеств, преображении мира, о воплощении высокого и прекрасного в человеке в величавых образах монументального искусства и буржуазной действительностью, которая не давала Врубелю возможности средствами своего искусства утверждать гуманистические идеалы (величественные монументальные замыслы Врубеля не были осуществлены, он выполнял лишь панно для буржуазных особняков).
В 1886 году состоялось знакомство с Константином Коровиным. В том же году во время очередного приезда в Киев Врубель написал картину «Девочка на фоне персидского ковра» (КМРИ). На портрете изображена дочь владельца ссудной кассы в Киеве.
 Врубель М.А. Царевна-Лебедь. 1900. Эскиз одноименной картины. ГРМ |  Врубель М.А. Сирень. Этюд для одноименной картины. 1900. Дерево, масло. 18,7х23. ГРМ |  Врубель М.А. Муза. 1890. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева |