Видео-арт
Видео-арт (по-английски - video-art) - означает видеоискусство. Видео-арт - направление изобразительного искусства, которое может быть реализовано посредством видеотехники, компьютерных и телевизионных возможностей. Видео-арт отличается от музыкальных клипов, компьютерных заставок, игр, рекламы, и не относится к коммерческой деятельности. Его ориентир - пространство искусства: выставки, галереи, музеи; он может быть оценен по достоинству подготовленным зрителем.
Особенности массовой видеокультуры, наподобие экстремального монтажа, концептуального сюжета, спецэффектов затрагивают видео-арт лишь с той стороны, что могут служить способом достижения поставленной художественной задачи, но они не являются приоритетными видами искусства в этой сфере.
Подъем в развитии коммерческого кинематографа и телевидения в США, одновременно сопровождающийся всеобщим намерением художников изучить просторы за пределами возможностей скульптуры и живописи, становится причиной возрождения жанра, который погрузился в забвение со времен Дюшана, Ганса Рихтера, Фернана Леже.
Художники верят в необходимость дематериализовать искусство, поэтому рассматривают движущееся черно-белое изображение в качестве пародии на опыт мейнстрима в кинематографе.
Выставка "Documenta-5", организованная в 1972 году, во многом стала определяющей относительно современного искусства. В ее экспозиции присутствовал раздел, включающий ряд кинофильмов на пленке 16 мм и видео. В разделе были представлены такие произведения, как "Руки ловят пулю" (Ричард Серр), "Один шаг" (Стенли Браун), "Муха" (Йоко Оно).
Стратегия создания арт-фильма заключалась в том, чтобы посредством фильма суметь обратить взор на себя, впустить в движущееся изображение саморефлексию, увидеть в нем себя. Считалось, что только этот вид искусства позволяет оценить потенциал наиболее прозрачного из всех методов выражения.
Майкл Сноу, канадский художник, создавая свою работу "De La", соорудил вращающуюся конструкцию для непрерывно снимающей камеры. Менялись угол наклона и скорость вращения. Полученное изображение можно было наблюдать с четырех мониторов, окружающих конструкцию. Все сооружение располагалось в зале, где мог находиться зритель.
С 1973 г. в продажу поступили ручные видеокамеры по недорогой стоимости. Такие возможности существенно способствовали развитию видео-арта. Многие художники приступили к съемкам короткометражек, высмеивающих способы коммерческого телевидения. Просматривая видео Ричарда Серра "Телевидение поставляет людей", длительностью около шести минут, на мониторе можно было прочесть сообщения, которые подразумевали, что телевидение - своеобразный метод привлечь внимание потребителей, и тому подобные.
Другие художники подбирали более четкие и забавные формы. Несколько художников и архитекторов, объединившись в группу, затеяли общественные мероприятия по поводу коммерческого ТВ, как в представлении "Медиа-бум" 1972 г. выхода: в пирамиду из телевизоров на всей скорости въехал "Кадиллак", на котором была прикреплена видеокамера.
Вуди и Штейна Васюлки.
|
Видео-арт.
|
Психо 24. Дуглас Гордон.
|