Обмен ссылками
Словарь
Культура
Великие художники
Современные художники
Art-ресурсы
Фото-art
Музыка
Известные писатели
Киномир
Выставки
Интересное
Друзья сайта
Старые выставки


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Замок

Замок Шенонсо (Франция)1) (ударение ставится на первом слоге)

Замок – в средневековой Европе - жилище феодала, выполнявшее оборонительно-фортификационные функции. Сохранилось большое количество замков, и к настоящему времени им присвоен статус исторических и культурных памятников.

Структура замка

Материалом для строительства ранних европейских замков служило дерево. Строительство из камня получило распространение в центральной и западной частях Европы только к XII веку. По периметру здания обносились палисадом (деревянной оградой), а также – рвами, устройство которых относится уже к первым этапам становления замковой культуры.

Донжон, центральная башня замка, являлся его главной частью и нёс функции цитадели. Нередко в донжоне располагалось жилище хозяина, хотя в большей степени эта постройка имела военное предназначение. Здесь также располагался колодец, оружейные, склады продовольствия, нередко – парадный зал для важных приёмов. В виде элементов донжон встречается в замковой архитектуре не только западных и центральных областей Европы, но и на Кавказе, в Средней Азии, и т.д.

Как правило, у замка был внутренний дворик, обнесённый мощными зубчатыми стенами с башнями и надёжными воротами. За внутренним двором следовал внешний, где располагались сад, огород и различные хозяйственные постройки. По всей площади замок окружал второй ряд стен и ров. Когда возникала необходимость пересечь ров, задействовали подъёмный мост.

Замок Шату де Шамбор (Франция)Чаще всего замки имели прямоугольный план или же стены, точно соответствующие рельефу. Множество сохранившихся замков можно встретить в Германии, Великобритании, Франции, Белоруссии и Украине. Постепенно структура замков становилась всё более сложной: на их территории теперь можно было встретить церкви, суды, тюрьмы, казармы и прочие постройки.

Первые замки обладали суровым видом - с массивными глухими стенами, рассчитанными на продолжительную осаду. Со временем тактика пассивной обороны сменилась активными защитными действиями с использованием машикулей – навесных бойниц, располагавшихся вверху крепостных стен.

С XIII по XVI вв. устройство замков характеризовалось сложностью: они представляли собой целые комплексы из сооружений жилого, оборонительного, хозяйственного, культового назначения. Архитектурные ансамбли дополнялись большим количеством нарядных башен и эркеров, во внутренних дворах устраивались аркадные галереи.

По мере совершенствования артиллерийского искусства, замки вообще потеряли оборонительную функцию. В этот период в их архитектурной композиции стало доминировать дворцовое здание. С потерей бойницами, крепостными стенами и башнями своих прямых – защитных – функций, их отделка стала носить декоративный характер. В связи с этим встречается различное оформление дворцовых замков: одни по виду больше напоминают замки, другие – больше дворцы.

Культурное значение замков

С распространением в XVIII-XIX вв. романтизма в обществе началась культурная экспансия идей и эстетики средневековья. Так, в области литературы это выразилось в возникновении «готического» и «рыцарского» романов. В подобных произведениях действие происходит во времена средневековья, а декорациями служат замковые помещения. Обыватель и без того населял замки привидениями и различными мистическими сущностями, а с развитием романтизма и косвенно с ним связанного мистицизма (в особенности в кругах знати), эта тенденция резко усилилась.

Стиль готического романа начал развиваться в мистическом направлении, и уже скоро со всех концов Европы стали поступать сообщения о виденных замковых привидениях.

Что касается архитектуры, то и здесь нашлось место подражанию средневековью. Появилось несколько новых стилей, характерной чертой которых была стилизация под замок. Для достижения нужного впечатления применялись декоративные стены, машикули и бойницы, узкие высокие окна.

Навесной замокЗамок как символ

Символическое значение замка – закрытость, защищённость, неприступность. Он олицетворяет труднодостижимые цели, проверку духа. Часто замок таит в себе сокровище или заключённого, а для того, чтобы достать первое или освободить второго необходимо сразиться с живущим в нём злодеем или чудовищем. При этом сокровище или узник символизируют тайное, эзотерическое, знание либо высокий духовный плод.

2) (ударение ставится на втором слоге) Замок – устройство механического, электрического или электронного типа, препятствующее открытию какого-либо помещения или места хранения. В зависимости от особенностей устройства закрытие на замок или открытие его может производиться различными способами: поворотом ключа, вводом кодового шифра (комбинации из цифр или букв), считыванием индивидуально-телесных характеристик владельца охраняемого объекта (к примеру, рисунка сетчатки глаза).

Замки, как человеческое изобретение, насчитывают четыре тысячи лет. Широкое распространение они получили ещё в Древнем Египте. К XVIII в. н.э. относится первое использование рычагового замка – прообраза современного врезного. Его механизм включал тумблер – простой рычаг - и болт. Попадая в замок, ключ поднимает тумблер, поворачивает и выдвигает из замка болт. В настоящее время наибольшее распространение имеют механические замки, однако серьёзную конкуренцию им начинают составлять электромагнитные.

В электрооборудовании, к примеру, в автомобильной системе зажигания, используются замки электрических выключателей. Принципом действия привода обуславливается деление замков на механические и электрические. Типы замков также зависят от крепления и могут быть накладными, навесными, встроенными (врезными) и иными в зависимости от специфики изделия.


Замок Неушванштайн (Германия)
Замок Неушванштайн.
Германия.

Замок в Химеджи (Япония, 14 в.)
Замок Химеджи.
Япония. 14 век.

Замок Шомон-сюр-Луар (Франция)
Замок Шомон-сюр-Луар. Франция.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.