Обмен ссылками
Словарь
Культура
Великие художники
Современные художники
Art-ресурсы
Фото-art
Музыка
Известные писатели
Киномир
Выставки
Интересное
Друзья сайта
Старые выставки


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Мавританское искусство


(происходит от лат. Mauretania; mauri; от греч. mauros - "темный".)

Дворец Альгамбра Искусство периода средневековья, охватывающее 11-15 столетия, получившее развитие на севере Африки и юге Испании.

Пиренейский полуостров в западной части Европы был назван "Иберийским" по названию местных племен, арабов и берберов. Мавритания - название северо-западного сектора африканской страны, места обитания мавров ("темные люди"). История Испании воплощает условность границ между Востоком и Западом. За последние тысячелетия на Пиренейском полуострове неоднократно доминировала культура, характерная для восточных стран, хотя и впитавшая в себя некоторое своеобразие здешних мест. Вначале подобная культура имела место в древности, во время проживания финикийцев на юге и юго-востоке Испании, затем - в средневековье, когда полуостров стал культурно преобразовываться, приближаясь к традициям арабской цивилизации.

Мавританское искусство формировалось на основе единения художественных традиций арабского, берберского и вестготовского народов. Наиболее экспрессивным оказалось проявление мавританского стиля в архитектуре. Развитие мавританского искусства не было однородным в различных странах - в Алжире, Марокко, Туниссе и арабской Испании оно развивалось по-своему, испытав сложное преобразование от тектоничности, подчеркнутой строгим декором (Большая мечеть, Алжир) до визуального растворения в декорациях (Альгамбра).

Мавританское искусство воплощено в мечетях с их уютными двориками и пространными залами для молитв, роскошных дворцах, башнях-минаретах квадратной формы.

Здания и сооружения культового назначения оснащались арками различного дизайна - фестончатыми, состоящими из многих пластов, артесонадо, стрельчатыми подковообразной формы, фризами, карнизами, сталактитовыми куполами. Облицовка колонн была выполнена при помощи декоративного кафеля и настенной резьбы по дереву. Внутри в большинстве случаев здания были отделаны цветным мрамором, стеклянной и керамической мозаикой, витражами. Декорирование характеризовалось пышностью, богатством геометрических элементов, обилием растительных и эпиграфических мотивов.

Альгамбрская ваза (ваза Фортуни)Мечеть в Кордове, построенная в 8-10 в., по всем своим характеристикам соответствует строениям Ближнего и Среднего Востока. Купола, арки подковообразной формы, мукаранты, тончайшая резьба, полосатая кладка разноцветных камней, геометрические орнаменты, содержащие арабские надписи - типичная "восточная" совокупность. Отделка стен и полов была выполнена глазурованной керамической плиткой, оформленной синими иероглифами на белом фоне. Андалусский город Кордова был известен не только выдающимися архитектурными памятниками, из всех прочих его достоинств ценились его "кордовские" и тисненые кожи, предназначенные для внутренней отделки жилища и мебели, востребованные в Европе в 16-18 веках.

Города Андалуссии Альмерия, Малага и Мурсия с 8 века являлись основными центрами производства расшитого шелка. Искусство вышивания шелковых тканей мавры переняли у древних персов. Ткани подразделялись на три типа: дибаж - ткань, отделанная серебром нескольких оттенков; тираз - ткань с нанесенными на поверхность арабскими надписями; холас - недорогой вид ткани.

В период с 12 по 14 в. в Гранаде (столица Андалуссии) арабы построили дворцовый комплекс - Альгамбру (Al Hamra, что по-арабски означает "красная"). Возможно, название крепости было присвоено по причине отражения красных лучей заходящего солнца на ее стенах, возведенных из камней желтого цвета. Альгамбра возведена в шедевр мавританской архитектуры, является олицетворением давнишнего Райского сада на планете. В ансамбль гармонично вписаны воды бассейнов и фонтанов, зелень кипарисов, символизирующих молчание, что в совокупности создает картину Рая, описанную в Коране. Альгамбра - настоящий город, укрепленный стенами, за которыми открываются королевские покои, сады и казармы. Дворец защищен массивными стенами крепости, скрыт за башнями и воротами с бастионами, окружен пространством с ловушками и потайными входами. Роскошь дворца неразделима с его комфортом, имеющим высокое значение для жизни. В основе композиции поставлена система дворов, которые расположены на различной высоте. Архитектура Альгамбры преисполнена гармонии и высокой поэтичности. Арки самой разнообразной формы укреплены на изящных мраморных колоннах, и создается впечатление, что они парят в воздухе. Арки, кроме своей декоративной функции, способствуют сохранению прохладной атмосферы в молитвенных залах и дворцовых покоях, располагаясь между солнечными двориками и тенистыми галереями.

Альгамбра подарила название стилю декоративно-прикладного искусства. К произведениям, выполненным в этом стиле, относятся объемные керамические вазы с изящным узором. Манера исполнения росписи свойственна отделке "альгамбрских" шелковых тканей, имеет сходство с парчовыми вышивками, оформлением парадного оружия, золотыми эмалированными украшениями. Волшебный стиль "альгамбра" навевает мысли о скрытом сокровище, что в мусульманском искусстве представляется, как зашифрованное высшее знание и идеальная красота.

Мечеть в Кордове 
Мечеть в Кордове.

Большая мечеть в г. Алжире
Большая мечеть в
г. Алжире.
Интерьер. 1096 г.

Ночная Альгамбра
Ночная Альгамбра.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.