Групповой портрет
Изображение не менее трех персонажей, которые связаны единым действом, сценой, элементом развития сюжета. На портрете каждый член группы существует автономно; несколько тем, одновременно звучащих на полотне есть темы индивидуальной жизни каждого из персонажей.
Внутреннее созерцание является такой же неотъемлемой частью портрета, как и тема. Человек вбирает в себя всю полноту мира, ни в коей мере не зацикливается на одном настроении. Персонаж внутри себя погружен в собственные мысли, в мир красоты и гармонии или душераздирающих переживаний; человек на портрете всегда красноречиво молчалив, он - созерцатель. На групповых портретах не показываются аффектные чувства и проявление сильных эмоций во избежание движения человека - все должно быть наполненно внутренним смыслом, спокойствием и обдуманностью. Иные характеристики выступают на первый план при взгляде на групповой портрет - характер, социальное положение, взгляды и жизненные принципы изображенного человека.
В 17 веке яркими представителями данной направленности становятся две ветви нидерландской живописи - фламандская и голландская школы. Художникам той эпохи удалось изобразить взгляд, направленный сквозь зрителя и вглубь человека одновременно - это стало высшим достижением мастеров того времени и охарактеризовало само понятие группового портрета.
Буржуазия Голландии все чаще заказывает групповые портреты мастерам, это входит в моду. Мастера пытаются все тщательнее выразить свое мастерство, таким образом создаются новые формы портрета. В те времена изображение портрета становится более радикальным, человека уже изображают в движении, становятся популярны автопортреты. Многие мастера создают свои лучшие творения: Рубенс, Диего Веласкес, Антонис ван Дейк, Николя Пуссен. Становится более выразительна сюжетная часть и групповой портрет превращается в портрет-картину.
А.М. Герасимов создал свое произведение "Портрет старейших советских художников" - это возможность и умение воплотить в живописи мощную идею.
Автор носил данный замысел давно, постоянно готовясь к самому процессу. Так как груповой портрет является одной из самых сложных работ в живописи, мастер старался и передал правдивые отношения между членами портрета, их национальные идеи и русский дух того времени. Портрет рассказывает не только о том, что все его герои связаны одними взглядами и увлечениями, но и расскрывает особенности характера каждого.
Круглый стол короля Артура. В. Дерюгин.
|
Портрет старейших советских художников. А.М. Герасимов.
|