Обмен ссылками
Словарь
Культура
Великие художники
Современные художники
Art-ресурсы
Фото-art
Музыка
Известные писатели
Киномир
Выставки
Интересное
Друзья сайта
Старые выставки


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Карандашная манера

Венера с голубями (Л.М. Бонне, 1770 г.)Подразумевается имитация изображения, выполненного карандашом, пастелью, сангиной, углем на металлической основе; гравировочная техника исполнения, произведенная в виде пунктира и представляющая собой гравюру на листе металла. Аналогичный эффект можно получить в результате нанесения мелких пятен и штрихов на загрунтованную деревянную поверхность при помощи чекана или рулетки, выполнив обработку травлением впоследствии. Произведения в карандашной манере популярны для изобразительного искусства 18 века, как правило - это репродукции (гравюры Ж. Демарто и Л. М. Бонне), которые в 20 веке не встречаются.

Карандашная манера объединяет два метода гравирования - механический и химический, используемые для воспроизведения рисунков. Как независимая техника исполнения, карандашная манера не была особо распространена. Дата и место ее возникновения - середина 18 века, Франция. Приняв вид типичной репродукционной гравюры, карандашная манера была вытеснена появившимися в дальнейшем технологиями создания репродукций, и с той поры она служит с целью исправления гравировальной доски, выполненной в определенной манере. Имитация следов, оставленных на листе бумаги пастелью, сангиной, карандашом - первый признак гравюры в карандашной манере.

Химическое гравирование в данной манере начинается с того, что полированную поверхность медной доски покрывают прочным лаком, после чего ее закапчивают факелом. Обработка напоминает подготовку офортной доски для нанесения гравировки травленым штрихом. Линии для воспроизведения изображения исполняются рулетками в виде металлических колес разных диаметров с фигурными насечками. Колесики свободно вращаются на металлических основах, которые крепятся на рукоятках. Поверхность колесиков состоит из острых насечек, оставляющих рельефный след на темной поверхности закопченной доски. В процессе накатывания лака на поверхность, а также при комбинации фактур различных видов, которые производятся рулетками, выходит изображение, которое после обработки травлением и печати приобретает вид рисунка карандашом или пастелью. Преимущества оттисков, полученных с гравировальной доски, исполненных методом травления в карандашной манере: чистота штриха, состоящего из точек, разнообразных по конфигурации, но имеющих одинаковые интервалы. У каждой точки есть четкая протравленная граница. Места частого скопления точек немного отсвечивают белым фоном бумаги, что дает эффект свежести и прозрачности теней.

Указанные выше инструменты подходят для гравирования отполированной медной доски без твердого лака, устойчивого к кислоте, исключая процесс травления. Каждый след на полированной медной поверхности при этом будет результатом вдавливания рулетки в металл. Возле каждой точки нажатия образуется незначительное возвышение металла или заусенец. Если набивать углубление краской с последующим стиранием в этих заусенцах остается минимальное количество краски, благодаря чему каждый штрих гравюры помогает создать мягкий, "увлажненный" стиль оформления. Одна доска может быть предназначена для одного из типов обработки - химического или механического, так как их совмещение невозможно. Поэтому, при сопоставлении нескольких оттисков можно определить, какой способ карандашной манеры имел место в той или иной гравюре.


Мари-Розали Ванлоо (1764 г.)
Мари-Розали Ванлоо.
Л.М. Бонне.
Карандашная манера.
1764 г.

А.И. Горчаков (карандашная манера, 1810-е г.)
А.И. Горчаков.
Карандашная манера.
1810-е г.

Портрет великого князя Павла Петровича
Портрет
великого князя
Павла Петровича.
Карандашная манера.
1781 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.