Обмен ссылками
Словарь
Культура
Великие художники
Современные художники
Art-ресурсы
Фото-art
Музыка
Известные писатели
Киномир
Выставки
Интересное
Друзья сайта
Старые выставки


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Колдер Александр


А. Колдер (К. ван Вехтен, 1947 г.)Американский скульптор Александр Колдер (англ. вариант - Alexander Calder) родился в Пенсильвании (Нью-Йорк) 11 ноября 1976 г. Всемирную известность приобрел благодаря изобретению фигур из проволоки - "мобилей", которые активируются при помощи ветра или электричества. Колдер - основоположник направления кинетического искусства и ведущий представитель американского модернизма. Его творчество преисполнено настроением упадочного иррационализма, но подвижные металлические конструкции, при движении образующие композиционные варианты, впечатляют изобретательностью, точностью инженерных расчетов, живописной выразительностью.

Родители Колдера - знаменитый скульптор США Александр Стирлинг Колдер и художница Нанет Ледерер Колдер. Его детство проходило на ранчо, в Аризоне, Пасадене. С юных лет его интересовала скульптура. Переезжая из города в город, с ним всегда оставалась его детская "мастерская". С 1915 по 1919 г. Колдер обучался в институте Стевенса, по окончанию которого получил специальность инженера-механика. 1922 г. - прошел курсы рисования в Нью-Йорке, а с 1923 по 1926 г. - курс художественной школы "Арт стьюдентс лиг" Нью-Йорка (руководители - Джордж Лакс и Джон Слоун). В 1920 г. Колдер работает художником-оформителем в газете, декоратором цирковых выступлений.

В 1926 г. уезжает в Париж; в 1927 г. - встречается с авангардистами (Миро, Ман Рэй, Леже, Мондриан, Кокто, Ле Корбюзье, Деснос). В 1931 г. вступил в группу "Абстракция-Творчество" нефигуративистов. Объединившись с конструктивистами и сюрреалистами, Колдер изобрел новую форму скульптуры - проволочные фигурки. Эти человечки, наделенные подвижностью марионеток и ноткой юмора, способны быстро менять свои позы благодаря гибкости материала ("Жозефина Бейкер", "Ромул и Рем", 1928 г.).

Увлечение Колдера цирком способствовало его интересным изобретениям, к примеру, миниатюрная модель арены, заполненная фигурками циркачей ("Цирк Колдера", 1926—1930 г.). Модели человечков, выполненные из пластичных материалов, двигались посредством нитей, проволочек, трубок из каучука, и служили для сеансов представлений среди приятелей Колдера.

Во время посещения в 1930 г. мастерской Мондриана в абстрактном искусстве Александр Колдер обнаружил потенциал обобщенного моделирования структур реального мира. Отвергнув принципиальную статичность мондриановского неопластицизма, он ставит перед собой цель создания динамической системы, отражающей непрерывное движение, свойственное природе. Еще одним стимулом для перехода к кинетическому искусству становятся впечатления планетария, демонстрирующего систему движения небесных тел.

С приходом 1930-х деятельность Колдера посвящена созданию абстрактных динамических конструкций, то есть, "мобилей". Мобили раннего происхождения, по сути приближающиеся к композициям Мондриана, двигаются посредством специальных механизмов ("Универсум", 1934 г., "Маленькое голубое панно", 1936 г.).

Врата в космос (А. Колдер)На следующем этапе творчества Колдер отвергает механические двигатели и приходит к естественному способу динамики, прибегая к расчету ее баланса конструкции, соотношению опорных и подвесных механизмов. К тонким стержням крепятся колеблющиеся лопасти, от движения которых раскачивается вся система, реагируя на малейшее дуновение воздуха.

Основываясь на знаниях инженерии, Колдер с точностью рассчитал структуры неустойчивого равновесия, и исследователи многократно пересматривали их как образцы реальных процессов, действующих в природе. Мобили держались на вертикальных фиксаторах, закреплялись на стене, с помощью кронштейнов, но более распространенный вариант - это мобили, подвешенные к потолку ("Павлин", 1941 г., "Диски в воздухе", 1967).

Начиная с 1950-х, мобили Колдера служили для украшения интерьера, благодаря их декоративности, гармонирующей с архитектурой функционализма. Их динамика, спонтанно оживляющая то одни, то другие элементы, выражалось своеобразное театральное начало, эффектное в композициях с изобразительными формами.

Одновременно с изобретением мобилей Колдер работал над созданием "стабилей", статичных скульптур из крашеного металла. Стабили раннего изобретения - небольших размеров, имеющие образ необычных творений, воображаемых художником.

Человек (А. Колдер, стабиль, Монреаль, 1967 г.)В дальнейшем, с увеличением заказов на декорирование площадей, стабили приобрели свойства монументальных скульптур. Конструкции большого размера, спроектированные из металлических плоскостей, располагаются в пространстве, оставляя арочные проемы, повторяя очертания технических сооружений (производственного оборудования, мостов, строительных каркасов), и одновременно в них угадываются элементы органического мира: силуэты людей, фантастических животных, устремляющихся высь или падающих птиц.

Монументальные колдеровские стабили гармонично дополнили архитектурные ансамбли европейских и американских городов ("Людоед с флагами", в Нью-Йорке, 1945 г.; "Головы и хвост", в Берлине, 1965 г.; "Воин с алебардой", Ганновер, 1971 г.; "Фламинго", Чикаго, 1973 г.; "Стабиль на эспланаде Дефанс", Париж, 1978 г.).

Многогранность таланта Колдера проявляется и в сценографии, когда он готовит оформление балета Марты Грэхэм 1935 г., и в книжной графике, и в ювелирном мастерстве (изделия с подвижными элементами), а также в творении картонов для шпалер. В 1966 г. была опубликована его "Автобиография с картинками". Смерть Колдера наступила в результате сердечного приступа после большой выставки в музее Уитни в Нью-Йорке.

Ловушка для омара и рыбий хвост
Ловушка для омара
и рыбий хвост.
А. Колдер. 1939 г.

Три желтых солнца (А. Колдер)
Три желтых солнца. А. Колдер.

Красная лошадь (А. Колдер, 1974 г.)
Красная лошадь.
А. Колдер. 1974 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.