Notionis doricum аgrestise (Идеи сельского стиля)
«СЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ» - искусствоведческий термин, имеющий несколько значений. В узком смысле означает направление в итальянском Маньеризме, получившее развитие в середине XVI в. Наибольшее распространение «Сельский стиль» получил в садово-парковом искусстве, архитектуре и скульптуре.
К характерным маньеристическим произведениям с чертами «сельского стиля» относится вилла Джулия. Её построили по заказу Папы Римского Юлия III, известного меценатством и коллекционированием произведений античного искусства. Проект, по которому в 1551 году началось строительство виллы, был разработан Дж. Виньолой (существует предположение, что он воспользовался идеями Микеланджело). С 1552 года работы велись под руководством знаменитого архитектора Б. Амманати.
Вилла Джулия состоит из ряда строений, похожих на театральные кулисы. Постройки устроены на разных уровнях так, что с террас открываются неожиданные перспективы. Дворик виллы стилизован под античный нимфей, с фонтанами в скалистых гротах и гермами-кариатидами. В результате архитектура и природа составляют здесь единое целое. В данный момент помещения Виллы Джулии заняты под музей культуры этрусков.
«Сельский стиль» по-другому можно назвать «архитектурным натурализмом». Выполненные в этом стиле здания имитируют природные объекты, в результате чего создаётся причудливое впечатление переплетения неорганического мира с органическим, смешения реальности и фантастики.
Диковинные гроты парка Витербо таят фонтаны, имеющие форму драконов. Автор этих гротов – Б. Амманати. Другой выдающийся архитектор – Виньола – разработал проект парка на вилле Ланте. Его строительство началось в 1570 году в 5 км от Витербо (северо-восточное направление). Это парк итальянского типа, имеющий террасы и регулярную планировку. Его жемчужина – гроты с фонтанами, масками, будто вырастающими из скал, и статуями «поросшими мхом».
За 21 км по северо-восточному направлению от Витербо, в селенье Бомарцо, находится вилла князя В. Орсини. Её парк был спроектирован самим хозяином виллы и носит название «Парка чудищ», или Священной рощи». Парк украшают причудливые скульптуры, изготовленные из «дикого камня» и обросшие мхом, а также гроты и «наклонный дом» (типичная затея в духе маньеризма).
Преображением виллы Пратолино занимался Б. Буонталенти. Здесь же находится скульптура Джамболоньи (Джованни да Болоньи) – одна из самых необычных скульптур, выполненных в «сельском стиле».
Одним из приёмов, характерных для «сельского стиля», является устройство каверн – пространственных разрывов, неожиданных «провалов в композиции». В XVIII в. произошло расширение понятия «сельского стиля» за счёт включения в него «пейзажных парков». Сам стиль возник на почве эстетики эпохи Просвещения, которая однажды обратилась к высказываниям Л.Б. Альберти относительно изображения сельской жизни, как отдельного рода живописи. Позже, в период романтических настроений в западноевропейском искусстве, гроты в семантическом пространстве пейзажных парков стали рассматриваться как художественные образы «тюрьмы для души».
В России реализацией идей «сельского стиля» занимался Пьетро ди Готтардо Гонзага. В парках русских усадеб создавали идиллические картины сельской жизни, строили стилизованные под сельские постройки павильоны – фермы, вольеры, «молочни», мельницы с разрушенными мостами. Устраивали т.н. «обманки» - павильоны, замаскированные зеленью либо иллюзорными панно.
Новая волна интереса к «сельскому стилю» возникла в эпоху модерна, на стыке XIX и XX веков. В барселонском парке Гуэль посреди зарослей, гротов, причудливых лестниц, колонн испанский архитектор А. Гауди устанавливал металлических и цементных ящериц, черепах и драконов.
П.Гонзага. Эскиз декорации Храм.
|
П. Гонзага. Павловский парк.
|
Эскиз декорации. П. Гонзага.
|