Обмен ссылками
Словарь
Культура
Великие художники
Современные художники
Art-ресурсы
Фото-art
Музыка
Известные писатели
Киномир
Выставки
Интересное
Друзья сайта
Старые выставки


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Творчество И. И. Левитана

Левитан И.И.Осенний день.Сокольники.1879 гВ последние два десятилетия XIX ст. жанры академического искусства были несвободны от политической цензуры. Поэтому бурление жизненного потока, все происходящие в нём перемены и превращения находили воплощение лишь в его, наиболее нейтральном жанре, - пейзаже. В связи с этим, о русском искусстве этого времени принято говорить как о «пейзажном периоде», "пейзажном видении".

Тема изменчивости природных состояния перекликается с качествами вариацинности и музыкальности. Отражение этого свойства русского пейзажа находим в работах И.И. Левитана (1860-1900). Мастерство художника получило высшее выражение в изображении пейзажа, отличающегося такими чертами как лиричность и камерность. В его работах бескрайние российские просторы несут печать личного печального восприятия действительности. Пейзажи Левитана – это картины тревожного, скорбного настроения. В его произведениях заметны также мировоззренческие установки человека, вышедшего из еврейской семьи: речь идёт о той неизбывной тоске по «потерянному раю», которую веками носили в душах представители еврейского народа.

Из воспоминаний К.А. Коровина узнаём, что Левитан высказывал желание выразить ту грусть, которая одновременна жила и в нём, и, как ему казалось, наполняла всю русскую природу. Художник постоянно предавался печали, избегал пребывания в обществе большого количества людей, часто плакал. Однако его произведения нельзя охарактеризовать как сентиментальные, - ярким доказательством тому служит эпическая картина «Над вечным покоем», в которой отнюдь нет места для сантиментов.

У Левитана была особая способность находить, казалось бы, непримечательный пейзаж и схватывать столь же обыкновенный мотив-образ, - и однако при этом в них отчётливо проступала вся глубина печали природы, которая к тому же казалась живой, изменчивой, находящейся в постоянном движении.

Левитан не отличался умением выстраивать композицию или работать с цветом: причиной тому была преданность академизму и влияние провинциальной передвижнической традиции.

Левитан И.И.Лесные фиалки и незабудки.1889В этом плане его картины не идут в сравнение с работами французских импрессионистов. В то же время он имел и свои несомненные преимущества перед ними. Так, Клод Моне хоть и владел цветом, запечатлевая миг состояния световоздушной среды, но отражения её изменчивости и движения в одной картине он добиться не мог, - для этого ему приходилось прибегать к серийной технике. При этом Левитану под силу было «спрессовать время» и заключить его неостановимое движение в пределы одного полотна.

Муратов писал о Левитане, что при главенстве лиризма живописная сторона его произведений оставляет желать лучшего, - в частности, обнаруживаются недостатки в композиции. По этой причине полотна художника мало похожи на образцы классической западноевропейской живописи. И тем не менее, критик присваивает Левитану звание «последнего мастера русского пейзажа». При этом традиции его живописи не имели и не могли иметь развития, т.к. были органически связаны с отдельным этапом русской жизни. «Последователи» у художника существовали, но никто из них не имел левитановского таланта видения, и потому их работы были поверхностны, мотивы композиционно немотивированны и фрагментарны.

Стоит заметить, что русский пейзаж как бы обособлен от человека. Поэтому если в классической западноевропейской пейзажной живописи присутствие мифологических персонажей и руин обоснованно, то для русских произведений, напротив, подобные элементы не могут быть характерны. Для примера можно взять левитановский пейзаж «Осенний день. Сокольники»: насколько неорганично здесь смотрится фигура женщины, дописанная И.С. Остроуховым.

Уровень Левитана достигается Остроуховым в его работе «Сиверко». Однако для творчества художника это произведение не является характерным, в то время как произведения Левитана все исполнены исключительно в этом духе. Поэтому, несмотря на узость метода мастера, его искусство составляет значительную веху в истории искусства России. И «пейзаж Левитана» равносилен «воде Айвазовского», «васнецовской чаще», «поленовскому дворику».


Левитан И.И. Весна. Большая вода
Левитан И.И.
Весна.Большая вода.

Левитан И.И. Над вечным покоем
Левитан И.И.
Над вечным покоем.

Портрет художника И.И.Левитан
Портрет художника
И.И.Левитан.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Врубель Михаил Александрович. Сайт художника.