Нанга
(Южная школа живописи)
Нанга (Южная школа живописи) – под этим термином подразумевается живопись южной школы. Другое название – Будзинга, что обозначает - живопись образованных людей. Школа японской живописи тушью, а также направление, сформировавшееся в японской живописи, которое возникло в XVIII веке под влиянием Южной китайской школы «Вэньжэньхуа».
Адепты этого направления в живописи противопоставляли себя художникам Академии. Они активно проповедовали дилетантизм в искусстве, по их мнению, именно он являлся главным условием для обеспечения личной и творческой свободы, ими были по-новому переосмыслены основные задачи и цели искусства, была осознанна ценность личности самого художника. Это осознание нашло свое отражение в процессе формирования образа жизни художника – интеллектуала или знаменитости, - именно так называли зачастую адептов художественной Южной школы.
Творчество конфуцианцев, так называли учеников Южной школы, отличалось довольно широким диапазоном художественных приемов и тем, которые привнесли в живопись оригинальность трактовки и видение пейзажей, непосредственность и поэтичность. Ученики Южной школы писали тушью преимущественно монохромные картины в китайском стиле. При этом довольно часто изображение дополнялось стихами, начертанными каллиграфическим почерком.
Появление и развитие китайской Южной школы в Стране Восходящего Солнца всецело связано с визитом китайских живописцев в Нагасаки (1720 год). В творчестве Сакаки Хуакуссэна, Гиона Нанкая и Янагисава Киена явно прослеживается тенденция к подражанию, даже к имитации работ китайских художников.
В творчестве последователей Нанга уже во второй половине XVIII века наблюдается активный процесс переосмысления основных идей Южной школы Китая, на художественной арене появляются такие талантливые и неординарные личности, как Еса Бусон и Икэно Тайга. Довольно интересным фактом является то, что оба художника являются яркими представителями интеллектуальной элиты Киото (группа Хигасияма).
Развитию и активному распространению идей школы Нанга в Японии способствовали Куваяма Гекусю, Икэно Канре, Кенкаде, которые являлись прилежными учениками Икэно Тайга.
Отличающийся завидным постоянством тематический репертуар художественных полотен и сознание собственного превосходства в интеллектуальном плане являются основными причинами консервативных взглядов последователей Южной школы.
Период Эдо (Edo).
>Период Эдо (Edo). Очень многие современные ученые в процессе изучения и анализа истории изобразительного искусства полагают, что период Эдо стал логическим продолжением периода Азучи-Момояма. Безусловно, в начале периода Эдо многие тенденций живописи оставались популярными, но активно начали появляться и абсолютно новые веяния и течения.
Одной из новейших тенденций, которая возникла в период Эдо стал небывалый интерес к жанру Бунджинга (иллюстрация к литературным произведениям) - более известная как Нанга (Южная школа живописи). Этот жанр изначально был ничем иным, как имитацией искусных работ художников-любителей, чье творчество было весьма популярным и востребованным во времена правления династии Юань. Чудесные работы этих художников стали пользоваться популярностью на территории Японии в XVIII века.
Несколько позже художники, работающие в лаконичном стиле бунджинга, начали несколько видоизменять не только технику, но и сюжеты этого жанра. Таким образом, появилась довольно причудливая смесь китайского и японского стилей. В таком стиле работали такие художники, как: Тани Бунчо и Таномура Чикуден, Йоса Бусон и Ямамото Баитсу, Ике но Таига и Урагами Гиокудо.
Ввиду строгой социальной и финансовой политики сегуната Токогава дорогостоящие элитные произведения этих стилей и жанров были лимитированы исключительно для высших слоев общества, тогда как для низших и средних классов они и вовсе были запретны и недосягаемы. Однако, простолюдины, которым также не чуждо прекрасное нашли выход из положения – появился новый альтернативный вид живописи под названием «фузокуга» (fuzokuga). Сюжеты этого жанра были просты – на полотнах изображались сцены из повседневной жизни простых людей. Не менее популярными и востребованными стали изображения пейзажей, проституток и театра кабуки. Еще в XVI такие картины положили начало появлению и развитию такого искусства как укиеи (гравюры и оттиски на деревянной поверхности). Именно они были основными носителями письменной информации периода Эдо.
К известным японским художникам периода Эдо относятся: Матсумура Гошун, Сакаки Хьякусен, Тауарайя Сотатсу, Шибата Зешин, Маруяма Окио, Урагами Гиукудо и др.
Весенний пейзаж во время солнца и дождя. Йоса Бусон.
|
Рыбная ловля весной. Икэ но Тайга.
|
Рыбная ловля. Икэ но Тайга.
|